Олег (1504) wrote,
Олег
1504

по книжке Семёнова

Антропология

Переход от биологической формы движения материи к социальной.

Процесс перехода от стада животных к человеческому обществу разделяется на два процесса:
1) от животных к формирующемуся обществу (праобществу)
2) переход от праобщества к готовому обществу

Самая трудная задача – восстановление общественных отношений прошлого. Нет прямых данных об их формировании. Общественные отношения не имеют физической формы.
Есть проблемы и в определениях «социального» и «биологического».
Многие исследователи считают, что человек по своей сути представляет собой биологическое существо. Что социальное есть тоже самое что и групповое поведение у животных.

"Однако несводимость явлений общественной жизни людей к биологическому слишком бросается в глаза. Несомненно, что люди относятся к одному биологическому виду, но бесспорно и то, что поведение людей, входящих в разные общества, в разные классы общества, существенно различается. У людей могут быть разные потребности и мотивы. Эти различия т.о. имеют основу не в биологической организации людей, а в чём-то другом, небиологическом.
Другие стоят на идеалистических позициях. Считая, что основу различия людей и животных нужно искать в сознании человека. Но объяснить объективную основу сознания данные исследователи не смогли."
Другие пытались найти причины социального в генотипе человека. «Социальное должно быть закодировано в генах». Однако это пока не подтверждается.
Марксизм утверждает, что существует особый вид материи, который определяет сознание людей – производственные отношения. "Специфика этой материи в том, что она не имеет физической реальности и не существует без сознания людей. Она не может существовать иначе как в волевых отношениях."
Выявление социальной материи дало возможность раскрыть коренное отличие общества человека от объединения животных
Общество представляет собой совокупность людей, созданных воедино системой социально-экономических отношений. Это особый организм, который развивается по законам, отличным от законов развития живой материи. В результате функционирования общества развиваются и изменяются системы производственных отношений и общественного сознания.
В объединениях животных развитие определяется всецело законами биологии.
В свете марксизма под обществом следует понимать особый организм, развивающийся по законам, отличных от биологических.
В животном мире нет обществ, а есть лишь биологические объединения. Говорить о социальных отношениях в мире животных не корректно, принято употреблять «стадные» или «грегарные» отношения.
Сущность животного в биологии. Всё его поведение определяется биологией его организма. Человек – нет. Сущность человека такова, каков тот социальный организм, в состав которого он входит. В основе общества лежит система социально-экономических отношений, которые и определяют сознание и волю людей, тем самым определяя их поведение.
Если у животных безраздельно господствуют инстинкты (пишевой, половой и самосохранения), то у человека они подчинены другим мотивам, имеющие корни в материальной культуре общества.
В свете выявленного особый интерес представляет изучение процесса перехода от стада животных к человеческому обществу.
Как в стаде обезьян начался процесс становления производственно-экономических отношений. Как долго он проходил, с какими трудностями сталкивался, мог ли этот процесс прекратиться. Об этом запощу позже.
Subscribe

  • (no subject)

    Когда работал в школе, то на своём опыте заметил простое правило. Если какой малолетний балбес любит срывать уроки, доставляет проблемы,…

  • (no subject)

    Есть легенда о двух братьях Кирилле и Мефодии, которые придумали письменность для русских. Однако, я всё никак в толк не возьму - а зачем они…

  • Ещё про кино

    Глянул недавно современный российский фильмец про Людмилу Павличенко "Битва за Севастополь". Фильм можете посмотреть тут:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments