Олег (1504) wrote,
Олег
1504

Попытка выяснить
Интеллигенция – это не орден, связанный единством исторического обета: это общественный слой, охватывающий все роды умственных профессий. На лицо тот факт, что не наблюдалось массового притока интеллигенции к социализму ранее, не наблюдается этого притока и сейчас. Если с развитием капитализма все больше пролетариев и мелких буржуа примыкают к социализму, то с интеллигенцией всё наоборот.
Дело тут не в том, что интеллигенция не понимает социализма (хотя это и так). Интеллигенция превосходно разбирается и понимает другие сложные вопросы. Дело тут в том, почему интеллигенция не хочет понимать социализма. Ведь чем определённее социализм выявлял своё содержание, чем доступнее становилось для всех и каждого понимание его исторической миссии, тем решительнее интеллигенция отступала от него. Могущественное капиталистическое развитие последнего десятилетия безапелляционно снимает для себя сливки этого класса. Наиболее даровитые интеллигентные силы - с инициативной энергией и полётом мысли – безвозвратно поглощаются капиталистической индустрией – компаниями и банками, которые оплачивают организаторский труд чудовищными суммами. Даже на потребу государству остаются лишь второстепенные экземпляры, и правительственные канцелярии плачутся на недостаток «людей». Ясно, что для таких слоев интеллигенции классовые внушения семьи, школы, государства и голос хлебных интересов сильнее чистых потребностей культуры (социалистический разрыв с буржуазным обществом и есть высший путь служения культурным интересам). Что же касается представителей всё растущей полупролетарской интеллигенции, неспособных выбиться из вечно зависимого и материально неустойчивого существования, то над ними, выполняющими частичные, второстепенные и малопривлекательные функции в большом механизме культуры, чисто культурные интересы не могут быть так властны, чтобы самостоятельно направлять их политические симпатии в сторону социализма. К этому прибавляется тот факт, что борьба за социализм, его организационная форма постоянно вызывает недовольство той интеллигенции, которая немного окрасилась в красный цвет, от которой требуется дисциплина и самоограничение. Это недовольство обрекает интеллигенцию на вечные колебания между анархизмом и национал-либерализмом. Сверх всего остального эта публика слишком цинична, чтобы самое патетическое выяснение культурной сущности социализма (его потенциала духовного раскрепощения и освобождения) способно было покорить её душу. Только редкие представители интеллигенции способны перейти к социалистическим убеждениям, гонимые чистой теоретической мыслью.
Если выключить тот слой интеллигенции, который непосредственно обслуживает рабочие массы в качестве врачей больниц и поликлиник, юристов и пр., причём, обычно здесь оказываются наименее одаренные представители этих профессий, то окажется, что самая значительная и влиятельная часть интеллигенции живёт за счёт промышленной прибыли, земельной ренты или государственного бюджета и находится в прмой или косвенной зависимости от капиталистических классов или капиталистического государства. Эта материальная зависимость исключает боевую политическую деятельность во вражеских рядах, но не исключает ещё этим духовной свободы от класса-работодателя. Но на деле это не так. Именно «духовный» характер работы интеллигенции устанавливает неизбежно духовную же связь между нею и имущими классами. Директора заводов, инженеры, менеджеры, состоят по необходимости в постоянном антагонизме с рабочими, против которых они вынуждены отстаивать интересы капитала. Что эти функции в конце концов приспособляют к себе их понятия и воззрения, ясно само собой. Врач и адвокат, несмотря на более независимый характер их работы, нуждаются неизменно в психологическом контакте со своей клиентурой. Если монтёр может изо дня в день укладывать или чинить проводку в квартирах министров, банкиров и их подружек, оставаясь при этом самим собою, то другое дело врач, который должен в своей душе, в своём голосе находить ноты, согласующиеся с симпатиями и привычками министров, банкиров и их подруг. Тот адвокат, который ведёт дела крупных предпринимателей вряд ли может позволить себе роскошь увлечения культурными перспективами социализма. Всё это распространяется и на писателей, художников, скульпторов, артистов – не так прямо и непосредственно, но не менее неотразимо. Они предъявляют публике своё произведение или свою личность, они зависят от её одобрения и её кошелька, и явно или замаскировано – они подчиняют своё творчество «великому чудовищу», которое они так презирают: буржуазной толпе.
Здесь снова вскрывается глубокое социальное различие в условиях умственного и физического труда. Закабаляя мышцы, изнуряя тело, чтобы выжать из него прибавочную стоимость, фабричный труд бессилен, однако, подчинить себе мысль рабочего. Умственный работник физически свободнее. Писатель не вынужден вставать по гудку, за спиной врача не стоит надсмотрщик, карманы адвоката не подвергаются обыску при выходе из суда. Но зато они вынуждены продавать не голую рабочую силу, не напряжение своих мышц, а всю свою человеческую личность, - не за страх, а за совесть. И в результате они сами не хотят и не могут видеть, что их профессиональный фрак не что иное, как арестантский халат более тонкого покроя.
Что касается студенчества. Студенчество ведь есть предтеча интеллигенции. У нас в стране только начинается процесс разрушения старых форм образования, которые будучи созданы для нужд социалистических, естественно не подходят сейчас для нужд капиталистических, даже при старой бюрократической системе. Считаю, что вскоре в каждом городе будет функционировать лишь ПТУ, а в крупных мегаполисах помимо ПТУ будет парочка университетов. Капиталистический университет есть последний этап государственно-организованного воспитания сыновей имущих и господствующих классов, как ПТУ – последнее воспитательное учреждение для молодого поколения рабочих и крестьян. Универы будут целым классовым институтом: они создадут традиции, объединяющие отцов и детей, укрепят национальное буржуазное самочувствие, прививают навыки, необходимые в буржуазной среде, и, наконец снабжают дипломом, как штемпелем принадлежности к господской расе. Правда можно зайти в университеты и заполучить студентов в свои ряды, пока они оторваны от своей изначальной буржуазной среды, от своего буржуазного окружения мам и пап. В то время как в ПТУ крайней необходимости заходить нет, они будут нашими после выхода из них.
Студент не выполняет никакой общественной функции, не чувствует непосредственной зависимости от капитала или государства, и объективно свободен в познании добра и зла. В этот период его классовые предрассудки ещё не оформлены, вопросы совести встают перед ним с особенной силой, сверхобычное является для него почти физиологической потребностью. Если идеи коллективизма вообще способны овладеть его сознанием, то как раз теперь, и притом именно благородно-научным характером своего обоснования и всеобъемлюще культурным содержанием своих целей. Это плюсы. Но есть и минусы. Материальная зависимость всё таки есть, она проявляется через семью. В студенчестве, словно в резонаторе отражаются общие социальные интересы тех классов, из которых студенчество рекрутируется. Европейское студенчество есть барометр буржуазных классов, как для европейской буржуазии глобализм есть враг, так и шествия антиглобалистов это сплошь европейские студенты. Как Путина в РФ в 2000 г. поддерживала вся мелкая буржуазия, так блистала во всей красе и пропутинская организация (преимущественно студенческая) «Идущие вместе». И несомненно, что во всех своих исторических превращениях, даже самых отталкивающих, студенчество проявляет и политическую чуткость, и способность жертвовать собой, и боевой идеализм. Всё таки и студенчество в целом выражает лишь интересы тех классов, из которых они вышли. Это неизбежно. Через универ проходят все дети имущих классов, и если бы в этот момент они были чистой доской, на которой можно было бы писать письмена социализма, то что стало бы тогда с бедным историческим детерминизмом?
Таким образом, по мере развития капитализма и усугубления всех капиталистических противоречий, по мере пролетаризации масс населения теоретическое проникновение в сущность коллективизма заметно облегчается для интеллигенции. Ибо при развитых капиталистических противоречиях конечная цель лучше видна (например, 10 лет назад в РФ все были влюблены в США, верили в демократию, верили в капитализм, в реформы). Но с этими же условиями параллельно растут социальные препятствия политическому или практическому присоединению интеллигенции к социалистической армии (Сейчас в РФ, не смотря на разочарование в диком капитализме, в США - интеллигенция лишь озлобилась и это озлобление приняло форму гнусного красно-кориченевого национализма и только). Это означает, что сегодня интеллигенцию завоевать станет труднее чем вчера, а завтра труднее чем сегодня. Это завоевание может осуществиться лишь «прерывом постепенности» - насильственным изменением политической действительности. Интеллигенция перейдёт на сторону коллективизма, если б получила возможность считаться с вероятностью его непосредственной победы; наконец если б политический разрыв с буржуазией не грозил каждому умственному работнику в отдельности тяжелыми материальными и моральными последствиями. Такие условия может создать для интеллигенции только политическое господство нового политического класса. В период общественной перестройки интеллигенция перейдёт в ряды сторонников нового строя. Ей в этом отношении окажут большую услугу те её социальные качества, которые её отличают от буржуазии: её связь с культурными отраслями общественного труда, её способность к теоретическим обобщениям, гибкость и подвижность её мысли. Поставленная перед неотразимым фактом перехода всего общественного аппарата в новые руки, интеллигенция сумеет убедиться, что созданные этим условия не только не сбрасывают её в пропасть, но, наоборот, открывают неограниченные возможности для приложения технических, организаторских и научных сил; она сумеет их выделить из своих рядов..
Subscribe

  • (no subject)

    Сегодня на заседании фракции КПРФ Госдумы народный депутат от ДЗНС Анжелика Глазкова представила законопроект о замене трехцветного флага России на…

  • Сериальчики

    1. Северные воды. Мини-сериал. С колином фареллом в гл. роли. Очень зашёл. Атмосфера 10 из 10. Про мрачные будни английских китобоев 19 века.…

  • Про шараги

    У меня к Сталину двойственное отношение. При нём было много полезного и хорошего сделано, но при этом были неадекватные тому времени репрессии. Ленин…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment