Олег (1504) wrote,
Олег
1504

Categories:

Кино, наш дэвид линч.

Глянул тут фильмец "Город зеро" Шахназарова, 1988. Я его смотрел давно, и ничего не понял. А теперь, стало быть поумнел, решил пересмотреть. Фильм не понял не только я, но и 90% зрителей. АКтёрский состав мегазвёздный для советского фильма.

И картина мне стала ясна, не на 100% конечно, но большая часть.

Вобщем герой Филатова - это такой типичный советский человек: исполнительный, обязательный, вежливый, уступчивый, доверчивый. Безвольный. Эта его безвольность и доверчивость проявляется во всех сценах фильма - кто его позовёт, туда он и пойдёт. Отчасти это можно объяснить совершенно непонятной обстановкой и тем, что ему все срут в голову и всё ему кажется шокирующим, начиная с голой секретарши.
Голая секретарша - вероятно символизирует начавшуюся сексуальную революцию, разврат.

Сам Город Зеро - перестроечная Россия. В котором начинает творится непонятное для героя Филатова.

Прокурор в исполнении Меньшова - представитель силовых структур СССР в перестройку, которому за державу обидно и государственность, умеет толкать речь так, что у советского человека вызывает покорность и желание сотрудничать, хотя это не в его интересах (прокурор требует, чтоб филатов признал ложного отца), но сам прокурор тоже покорно служит властям, бессильный и тряпка (сцена с неудачным самоубийством, где он плачет).

Джигарханян - представитель директоров, тупой, ничего не понимает в производстве и в кадрах, оторван от всего, но умеет надувать щёки и важно прохаживаться.

Представитель горисполкома - исполняет роль Щербаков, который появляется в конце - ну это власть, которая решила замутить перестройку.

Басиалашвили - писатель, представитель интеллигенции - собирательный образ режиссёров, писателей, музыкальной эстрады, телеведущих - тот, кто срёт в голову простому человеку. Он рассказывает страшную "правду" о том, что настоящий отец филатова это не простой повар, а герой-милиционер, на которого злобный прокурор в своё время настучал, и тем, что толкает зажигательные речи в клубе рок-н-рола.

Рок-н-ролл - собственно это и есть типа идеи перестройки. Нам раньше советская власть запрещала, но теперь мы своего добились, будем танцевать что хотим, то есть рок-н-ролл.

Филатову правда этот рок-н-ролл до лампочки, но его страстно убеждают, что рок-н-ролл танцевать в его интересах, мол даже его ложный отец танцевал.

Сцены с ложным отцом, который якобы был то поваром в ресторане, а потом вдруг сменился на героя-милиционера, который первым отважился танцевать рок-н-ролл - ну это аллегория на то, как простым людям внушали в перестройку ложные интересы, не пролетарские, а буржуазные.

Не совсем мне понятна сцена в ресторане. Вероятно так пытаются показать, что вначале на Филатова действовали с помощью шока. Концерт, голова, самоубийство и совершенно неправдоподобное утверждение, что застрелившийся повар махмут и есть его отец. Но тут выходит на сцену писатель, который открывает "правду" - твой отец милиционер, который первым станцевал рок-н-ролл, за что поплатился. И Филатов который яростно отрицал отцовство махмута, идёт на компромисс и нового лживого отца особо уже не отрицает, уже идёт на поводу у манимпуляторов.

Тут я аналогий с перестройкой не нахожу. Перестроечники действовали по-другому - вначале они разоблачали Сталина, прикрываясь Лениным, а потом они уже не таясь стали ругать и Ленина с социализмом, прикрываясь демократией и западными ценностями.

Сцена с музеем - понятна и проста. Переписывают историю, заодно упоминают, что герои города это милиционер станцевавший первым рок-н-ролл за что и поплатился от комсомольца-стукача. Позже ему внушат, что этот герой города его отец, а значит он должен во имя его толкать неудобную речь, танцевать не интересный ему танец, знакомиться с непонятными людьми.

Финальная сцена - все манипуляторы в сборе, интересно, что пиво пьют только партийный (власть) и директор завода (буржуи), остальные смотрят. Пельмени достаются представителю творческой интеллигенции - ну пропагандонам буржуйской жизни. ПОтом они идут к некоему дубу, который скорее всего олицетворяет некое общенародное достояние, толкают пафосные речи, ну прям как на дне победы, при этом дуб сгнил, так как его никто не поливает, от него отваливается ветка и все на него накидываются, чтоб урвать себе кусок, ну а герой Филоатова убегает и уплывает неизвестно куда.

Ну и главное желание Филатова это понятно - желание уехать обратно в Москву, домой. То есть желание вернуться назад, так как этот город зеро ему явно не по душе. Но вернуться ему невозможно, и даже "начальник вокзала не поможет"

P.S. Ещё одно интересное наблюдение. Сцена в клубе с рок-н-ролом. Там зал набит людьми, кто-то профессионально танцует, кто-то веселится, но есть ряд людей, кому это не интересно, скучно. Тому же прокурору и джигарханяну. Но спрашивается чего пришли? А по разнорядке, потому что так надо. Раньше на партсобрания ходили и первомайские демонстрации, а теперь надо на рок-н-ролл ходить.
Subscribe

  • (no subject)

    https://youtu.be/z_eY8rM-Krc Дёмушкин у Светова. НУ чуть ли не взасос целуются. И сидел ни за что, и нистерпевал за нашу и вашу свободу, и коммуняк…

  • (no subject)

    Когда работал в школе, то на своём опыте заметил простое правило. Если какой малолетний балбес любит срывать уроки, доставляет проблемы,…

  • (no subject)

    Есть легенда о двух братьях Кирилле и Мефодии, которые придумали письменность для русских. Однако, я всё никак в толк не возьму - а зачем они…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments